История фейерверочной промышленности в Индии.

Огонь является одним из наиболее важных факторов в развитии, выживании человеческого общества. Он является также стимулом в развитии изобретательских способностей человека. Мы не можем отрицать того факта, что огонь используется в очень многих сферах человеческой деятельности. Зачастую огонь является неуправляемым элементом и в целом трудно понять чего-же в конечном итоге в огне больше – созидательной либо разрушительной силы.
 
Мы не можем знать, когда точно человек открыл для себя искусство огня. Возможно каким-то случайным образом порох, используемый для стрельбы, и некоторые элементы попали в костер и полученный эффект вдохновил наблюдателя на рождение фейерверка.
 
В Китае и Индии фейерверк традиционно использовался для религиозных церемоний. У китайцев был достаточно большой опыт и им удалось создать монополию на производство фейерверков, которые они экспортировали в другие страны. В этих странах фейерверки использовались уже не только для религиозных праздников, но для фестивалей и юбилейных мероприятий.
 
В самой Индии, однако, создание фейерверков было ограничено применением только небольшого числа элементов – это порох и железо. Другие широкоизвестные сейчас элементы (барий, алюминий, нитрат стронция,магний и т.д.) тогда еще не были обнаружены в Индии. Ассортимент пиротехнических игрушек включал только ракеты, петарды и Flower Pots (прим. переводчика. Возможно это фонтаны). После открытия других химических составляющих (хлоратов, нитратов, металлических порошков и т.д.) они использовались в производстве для улучшения свойств уже существующих изделий. А именно для получения новых цветовых решений, блеска, вспышек, звуковых и других специальных эффектов. Но в ранние годы применение новых веществ все же было ограничено. Их использовали лишь для создания фейерверков для крупных фестивалей и религиозных праздников. Впоследствии, небольшие фейерверочные изделия (ракеты, фотаны, бенгальские огни и т.п.) выпускались для семейного потребления. Назовем их «малые фейерверки» в отличие от «фейерверков для показов».
 
В Бенгалии (историческая область в Индии) производятся и малые фейерверки, и фейерверки для показов. Хотя иногда их производство бывает ограничено политической ситуацией в этом регионе, экстремизмом и активностью анархистов. Из Европы через Калькутту приходят дополнительные пиротехнические составляющие. Это позволяет делать достаточно серьезные шаги в производстве пиротехнических изделий. В связи с этими успехами предпринимаются действия для закрепления в сознании потребителя формулы «Бенгальские свечи производятся только в Бенгалии».
 
В начале 20-го столетия предприниматель мистер Дас Гупта основал в Калькутте спичечную фабрику. На фабрике использовались небольшие полуавтоматические машины и другое оборудование из Японии. На своей фабрике мистер Дас Гупта проводил эксперементы по производству цветных спичек, а также пиротехнических фонтанов и петард. Однажды к нему приехали два молодых человека: мистер А. Шанмуга Надар и мистер Ия Надар. Они заинтресовались производством цветных спичек и взяли ряд образцов для своей фабрики в городе Сивакаси. Интерес к цветным спичкам был вызван тем, что на тот момент основная продукция такого рода импортировалась из Германии. Проштудировав литературу по химии, им удалось наладить производство качественных и безопасных спичек.
 
Следующим шагом было производство искрящихся фейерверков для семейного пользования. Этому способствовало два момента. Во-первых, производство этой продукции и цветных спичек было технологически очень схоже. Во-вторых, на тот момент подобная продукция импортировалась из Великобритании и Германии, а из Китая приходили лишь петарды.
 
Подъем фейерверочной промышленности Индии можно отнести к 1934 году, когда на импортную продукцию был введен акцизный сбор. До Второй Мировой войны на территории Индии работало всего несколько фабрик пиротехническом секторе. Они находились в городах Сивакаси, Тричур и Иримджалакуда (штат Керала). С 1938 по 1944 год импорт фейерверков был затруднен из-за войны. Все это дало большой импульс для развития местной отрасли, которая находилась в младенческом состоянии.
 
В 1940 году государством были разработаны правила обращения пиротехнических веществ и введено лицензирование деятельности по производству, хранению и продаже пиротехники. Тогда же в 1940 году была открыта первая фабрика, которая соответствовала правилам производства и безопасности. Дефицит пиротехнических товаров на индийском рынке позволил фабрике крепко стоять на ногах не только в пиротехнический сезон, но и в межсезонье.
 
После окончания войны границы были вновь открыты для импорта, но местная промышленность уже крепко стояла на ногах. Кроме указанной фабрики, в 1942 году открылись еще такие предприятия как: National Fireworks, Kaliswari Fireworks и Standard Fireworks. Эти три фабрики начали маркетинг своей продукции по всей Индии. Далее по экспоненте начался рост пиротехнических фабрик. К 1980 году было уже 189 фабрик, а в 1986 только в штате Тамилнад 260 фабрик.
 
Этот феноменальный рост объясняется возрастающим спросом, связанным с ростом уровня жизни и пиротехнической культуры; снижением стоимости и доступностью пиротехнических составляющих. Кроме этого, важную роль сыграла близость источников сырья к городу Сивакаси, центру пиротехнической промышленности Индии. Другим фактором является то, что многие производители фейерверков стали сами добывать сырье для своих предприятий.
 
Для фабрики в Сивакаси свою роль сыграли и погодные условия. В этом районе стоит сухая малодождливая погода, поэтому производство постоянно в действии. И даже при этих условиях, когда фабрика работает 300 дней в году (то есть все рабочие дни) и в течение шести месяцев рабочие привлекаются сверурочно, и даже тогда все распродается в индийский праздник огней Дивали полностью. Ежегодный прирост оборотов фабрики составляет 10 процентов.
 
После завоевания внутреннего рынка индийская промышленность столкнулась на внешнем с Китаем, который фактически монополизировал весь пиротехнический мировой рынок. В 1977-1978 гг. Индии удалось нарушить монополию Китая, предоставив недорогие изделия, которые превосходили по качеству аналогичные товары из Китая. Индийские товары следовали в Японию и страны Ближнего Востока. Но после экспорт индийских товаров был затруднен из-за высоких траспортных расходов. Китай занимает в географическом положении более выгодную позицию. Кроме этого, Китай предоставляет более широкий ассортимент товаров в сравнении с товарами Индии. Соотношение составляет примерно 10:1. Индии непременно необходимо нарастить свой ассортимент, чтобы занять достойное место на мировом рынке. Согласно данным Департамента коммерческой статистики США импорт из четырех стран: Китая, Тайваня, Гон-Кога и остравов Макао составил в 1977 году 11 825 938 долларов. В то время, как из Индии 11 900 долларов. В 1993-1994 годах импорт из Индии удалось повысить до 562 570 долларов.
 
Надо признать, что на уровень импорта повлияла также информация о многочисленных несчастных случаях. После принятия правительством серьезных мер в 1978 году количество жертв заметно снизилось. Но надо принять во внимание существование ряда подпольных фабрик, на которых не соблюдаются правила безопасности и продукция которых потенциально опасна для пользователей. Правительство должно принять меры по защите легальных производителей.
 
Фейерверочная промышленность Индии оказала большую помощь государству в годы войны с Китаем и конфликта с Пакистаном. Кроме этого, эта промышленность положительно влият на экономику страны являясь крупным налогоплательщиком и работодателем.
 
Правительство должно снизить налоги на отрасль, что позволит сделать ей существенный рывок, развивать новые направления, открывать пиротехнические курсы. В США, например, поддерживают проведение фейерверочных показов, что способствует росту туризма. Кроме этого, печатаются почтовые марки, популяризирующие фейерверочную отрасль. Когда, например, на заводе компании Груччи случился взрыв, то это воспринялось как общественное событие и правительство помогло восстановить предприятие за шесть месяцев. Поддержка была и от общественности, так как все обожают искусство фейерверка и пытаются его сберечь и сохранить.