Основы фейерверочного искусства.

Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или множество мелких огоньков - иллюминация. Они зажигались во время торжеств и праздников. Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и в конце концов стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Письменные источники прошлого сохранили мало сведений об огненно-световых зрелищах в культурной жизни народов.
 
Но тем интереснее попытка, воспользовавшись имеющимися фактами, проследить историю развития фейерверочного искусства с глубокой древности до наших дней. Одно из первых письменных упоминаний о применении огня как зрелища датируется 568 годом до н.э. Именно тогда римский царь Сервий Туллий учредил в честь завершения посева для крестьян один день отдыха с тем, чтобы «они зажигали в каждой деревне большой костер и собирались вокруг него на праздник». У древнегреческого историка Плутарха сохранилось описание празднования победы Павла Эмиля над македонянами при горе Олимп в 168 г." до н.э. Вот как оно выглядело: «После заключения мира предводитель воинства пригласил всех греческих князей и вельмож на великолепное празднование, приготовление к которому длилось около года, где угостил их и увеселил народ, составив большой костер, сделанный из остатков оружия и добычи от побежденных македонян, и подошел к костру с зажженным факелом, примеру его последовали и прочие военачальники, зажигая такие же костры перед собой».
 
В Древнем Риме в торжествах, празднуемых в честь богини Палы в память о том дне, когда был основан Рим, после угощения зажигали жниво и лавр, через которые прыгали люди. Греки и римляне к празднику Лампадарио устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности богу Вулкану. Первой - за доставление елея, второму - за изобретение светильников. Прометея чествовали за то, что дал огонь людям. Такие же иллюминации устраивались каждые пять лет в день Фебры - матери Марса. Все граждане были обязаны иметь перед своими воротами зажженные восковые светильники, чтобы умилостивить богиню и просить у ее сына победу над врагами. А у древних египтян был даже праздник под названием «светильники». Он отмечался во всем Египте, а особенно в Тебаиде, где жители были обязаны сжигать как можно больше светильников и ставить их в окнах своих домов.
Достоверно известно, что уже во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами.

У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. Вот как об этом сказано в летописи: «Перун у них старейший бог, созданный наподобие человека с камнем драгоценным в руках, сверкающим как огонь, ему же как богу в жертву приносят и огонь неугасающий с дубового дерева, который постоянно палят...» В своих обрядах славяне чествовали и солнце, которое на земле олицетворялось с огнем - «священный» дар небесного светила. По мере роста культурного и технического уровня люди совершенствовали огненно-световые эффекты, и не всегда за счет чисто пиротехнических средств, но применяя технические новшества, различные механизмы. Латинский писатель Клодиан в 403 г. н.э., описывая проведенный фейерверк, сначала упоминает о машинах и декорациях, воздвигнутых в цирках, а уже затем о чисто пиротехнических элементах, бегущих огнях, которые извивались по расписным доскам, не сжигая их, притом быстро вращаясь, образовывая разные круги и огненные шары. Описание латинским поэтом Клавдианом, жившим при дворе императора Гонория, амфитеатральных игрищ, поставленных в первый день 399 года, дополняет картину фейерверка различными ракетами и огненными колесами.

Автор Крылов О.А

http://www.фейерверк.рф